Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Пескотерапия и речевое развитие

Пескотерапия и речевое развитие

ЧТО ТАКОЕ ПЕСКОТЕРАПИЯ
«Только руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум»
Карл Густав Юнг
Пескотерапия (песочная терапия) — это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком, которые позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, решить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
Песо́чная терапи́я это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
Пескотерапия – это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного».
Этот метод объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания и усидчивости.
Песочница — прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность.
Песочная терапия для ребенка– возможность его самовыражения. Вода, песок, фигурки животных и людей, предметы способны помочь малышу раскрыться, выразить эмоции и чувства, которые иногда трудно передать словами.
Пескотерапия способна помочь ребенку разобраться в себе, избавиться от внутренних комплексов. При этом сеансы песочной терапии дают ощущение полной свободы и защищенности.

Пескотерапия это по сути игра. Игра, которая помогает ребенку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства. Пескотерапия это игра с символами, которые помогают услышать внутреннее настоящее «Я», подсказывающее выход для решения проблемы.

При создании песочной композиций не нужны специальные навыки. Поэтому ребенок не будет бояться совершить ошибку или неточность, и будет более раскованно и смело действовать.
Это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Он с удовольствием использует миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры ребенок может смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты. При этом малыш выражает на песке то, что спонтанно возникает в его сознании.
Таким образом, пескотерапия (sand-play) — игра с песком как способ развития ребенка.

ИСТОРИЯ ПЕСКОТЕРАПИИ
Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов.
Считается, что истоком «песочной терапии» служит книга известного писателя-фантаста Г. Уэллса «Игры на полу» (1911). В ней описывается, как его сыновья, играя с маленькими фигурками, находили выражение и облегчение трудностям в отношениях с членами семьи и друг с другом. Эта книга вдохновила детского психиатра Маргарет Лоуэнфельд, основавшую Лондонский Институт Детской Психологии, поставить на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. Первый же ребенок, увидевший эти фигурки, перенес их в песочницу, стоявшую рядом, и стал играть с ними в песке.
Именно это и положило начало «технике построения мира» — диагностической и терапевтической методике, детально разработанной и описанной Маргарет Лоуэнфельд. Идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована Маргарет Ловенфельд в 1930 годах.
В 1950-х годах юнгианский психоаналитик Дора Кальфф, изучив методику «построения мира» начала разрабатывать юнгианскую «Песочную терапию» ("Sandplay". (Boston: Sigo Press, 1980). В книге описаны случаи из практики), ставшую впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. Д. Кальфф вначале использовала песочную терапию с детьми, а затем и с взрослыми людьми. Д. Кальфф положила в основу своего подхода к песочной терапии теорию К.Г. Юнга. Пройдя обучение у М. Лоуенфельд, она увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать тяготящие их чувства, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики и помочь процессу индивидуализации и развитию трансцендентной функции, которые она изучала у К.Г. Юнга. Она считала, что «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».
При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты.
В Швеции Шарлотта Бюлер разработала «тест мира», который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии.
Разработанная К. Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретическая основа песочной терапии. Создание песочных картин способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает человека в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».
Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента.
Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта – композиции из фигурок, построений на подносе с песком.
Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). Песочная терапия применяется как при работе с детьми, так и при работе со взрослыми.
Сегодня метод песочной терапии используют в арт-терапии, гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой и семейной терапии, в детском психоанализе.
Песочная терапия – это дополнение к другим видам терапии: визуализации, психодрамы, работы с телом и движением, гипноз и т.д.
Юнгианская песочная психотерапия предполагает использование подноса с песком стандартного размера и большого количества миниатюрных предметов.
Отличие арт-терапевтической практики работы с песочницей от традиционного варианта юнгианской песочной терапии "заключается также в возможности использования фокусирующих техник, связанных с работой на выбранные клиентом темы. Они могут быть связаны с запросом или актуальной проблемой клиента".
Существенное отличие от традиционного варианта юнгианской песочной терапии заключается в использовании интерактивных игр и упражнений.
Применение фокусирующих техник, связанных с песочной терапией на определенную тему и нередко бывает обусловлено неуверенностью и повышенной тревожностью клиента. В условиях краткосрочной терапии, специалист иногда может применять тематический подход.

НА ЧТО ВЛИЯЮТ ЗАНЯТИЯ ПЕСКОТЕРАПИИ

I БЛОК
1. Развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
2. Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, зрительно-моторную координацию; ориентировку в пространстве; сенсо-моторное восприятие.
3. Совершенствуется развитие предметно игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка;
4. Снимают мышечную напряжённость;
5. Преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок; Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!);
6. Помогают ребенку чувствовать себя защищенным, в комфортной для него среде;
7. Стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию. Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми;
8. Обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом;
9. Развивают навыки самоконтроля и саморегуляции;
10. Развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
11. Позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
12. Развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату; развивают творческое мышление, воображение и фантазию;

II БЛОК

1. Способствуют расширению словарного запаса;
2. Помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
3. Позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
4. Развивают диафрагмального дыхания;
5. Помогают автоматизировать звуки;
6. Способствуют формированию слоговой структуры слова;
7. Помогают в процессе обучения грамоте;
8. Способствуют развитию связной речи;

 

ЦЕЛИ ПЕСКОТЕРАПИИ
Игровые методы могут применяться:
1. С целью диагностики;
2. С целью оказания первичной психологической помощи;
3. В процессе краткосрочной психотерапии;
4. В процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Условия работы с детьми
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка специалиста, его творческий подход к проведению занятий.
3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
4. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.
3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит дополнительное закаливание детей).
4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.
Общие условия организации песочной терапии.
В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.
Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».
Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.
Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.
Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.
В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.
— люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных,) позы должны быть как динамические, так и статические;
— наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
— летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
— обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
— жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);
— домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
— деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
— объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
— транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);
— объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
— объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);
— аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);
— естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);
— злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).
Значение песочной терапии в логопедической работе следующее:
использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере;
у ребенка ликвидируются болезненные переживания связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, а это способствует улучшению социальной адаптации;
улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная и мелкая моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, грамматический строй, словарь, лексико-грамматические отношения, связная речь.

 

ОСОБЕННОСТИ ПЕСКОТЕРАПИИ
Главное достоинство игры с песком в том, что она позволяет ребёнку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трёхмерном пространстве. Ребёнку предоставляется возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосма, ощущая себя его творцом.
Песочная терапия полезна, если у ребенка:

— плохой сон, ночные кошмары;
— плохо развита мелкая моторика;
— истерики, непослушание, капризы;
— логоневроз (заикание), задержки развития речи, а также другие речевые проблемы;
— застенчивость, неуверенность в себе;
— агрессия, тревожность;
— нет взаимопонимания с родителями;
— расстройства невротического характера;
— недержание мочи (энурез);
— психосоматические заболевания;
— страх перед школой, садиком;
— частая плаксивость (без повода);
— ребенок пережил сильный стресс.
В чем отличие занятий по песочной терапии от обычной игры в песок и от простых занятий с психологом?

Ребенок не просто играет в песок, а придерживается определенной программы занятий, которую индивидуально для каждого ребенка разрабатывает детский психолог с учетом запроса родителей и интереса ребенка.
Занятия по песочной терапии при необходимости могут дополнительно включать в себя различные виды арт-терапии, сказкотерапии.

Это интересно. На занятиях по песочной терапии Вашему ребенку никогда не будет скучно, и он всегда с желанием будет заниматься, что отлично скажется на результате.

При разработке занятий будут учтены все особенности развития ребенка, а не просто подобрана готовая программа.

 

Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Для специалиста действуют три правила.
Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения.
Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.
Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.
Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации.
В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:
— развить более позитивную Я-концепцию;
— стать более ответственным в своих действиях и поступках;
— выработать большую способность к самопринятию;
— в большей степени полагаться на самого себя;
— овладеть чувством контроля;
— развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;
— развить самооценку и обрести веру в самого себя.
Основные принципы игр на песке
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. (Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.)
2. “Оживление” абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур – зависит от возраста ребенка. (Позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.)
3. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. (На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот).

Пять шагов организации игрового процесса
Первый шаг– демонстрация песочницы («Посмотрите наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете, создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Вы можете создать любой ландшафт — и горный, и холмистый, и равнинный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии».)
Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок («Посмотрите, здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».)
Третий шаг – знакомство с правилами игр на песке
Правила моей страны.
Очень все они просты!
Я сейчас их изложу
И запомнить попрошу!
Вы готовы мне внимать?
Значит, можно начинать?
Повторяйте все за мной!
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!

Четвертый шаг – формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия.
Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода.
(Завершая работу в песочнице, учащиеся разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности.
Например,
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!

 

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Занятия по пескотерапии абсолютно безопасны, но не рекомендуются детям
1. При эпилепсии;
2. С легочными и кожными заболеваниями;
3. С аллергической реакцией на пыль;
4. С проявлениями гиперактивности.

 
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Игры с песком предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка:
совместные действия малыша и взрослого;
действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым;
самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел ребенка.
Действия детей с песком можно условно разделить на 3 типа:
1) совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);
2) проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;
3) организация сюжетов, создание композиции.
При создании песочных композиций песочница позволяет использовать 3 формы художественного творчества: скульптуру, рисунок и отпечатки на песке, а также работу с предметами.
Развитие дыхания:
— «Выровняй дорогу» — от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;
— «Что под песком?»- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение;
— «Ямка» — ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;
— «Помоги зайцу» — в песке делается три-четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца;
— «Дорога к другу» — на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;
— «Секрет»- в песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;
— «Добрый великан» — из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь;
— «Путешествие»- на песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места;
— «Буря» — во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю»;
— «Морская прогулка» — воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.
Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики.
— положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.
— погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.
— погрузить пальцы в песок или сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.
— погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».
— погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики»).
-при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.
— «Круги на песке». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.
— «Чьи следы»:
— «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;
— «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;
— «Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;
— «Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.
Артикуляционная моторика.
Традиционные упражнения артикуляционной гимнастики проводятся с подключением движений пальцев рук по песку.
«Лошадка». Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».
«Качели». Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
«Часики». Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.
— «Индюки»- языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.
— «Накажи непослушный язычок»- губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.
Автоматизация поставленных звуков.
— «Сильный мотор» — произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
— «Слабый моторчик» — произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.
— «Горочка» — набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения — выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.
— «Дорожка» — произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.
— «Совпадение» — логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.
Развитие фонематического слуха и фонематических представлений.
— игра «Твердыш и Мякиш». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.
— «Выложи узор» — дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.
— «Секрет» — логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).
— «Спрячь ручки» — прятать руки в песок, услышав заданный звук.
— «Слоговые дорожки» — рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.
— «Водолаз» — со дна таза с пеком, ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.
— «Два моря» — коробка с песком делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, «в море С» и «море Ш»).
— «Два города» — под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.
— «Назови звук» — педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.
— Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. — кит — [к'] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к'] – братцы.
Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие).
— «Кто это был?» — педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.
Игра «Какой звук лишний?»
— А сейчас животные поиграют в игру «Кто лишний?». Давайте вспомним, какие звуки издают животные? (Дети повторяют звуки.)
— А теперь я буду называть звуки (смотри игру «Кто это был?»), а те животные, звуки которых я не назову, должны будут спрятаться в песок:
— р, л, д, ж, с, т, к, м, ш (ф)
— д, в, р, с, ш, н, ж, л, х (м)
— ч, т, л, д, ш, в, ж, к (р)
— з, ш, к, п, л, д, б, с, в (ж).
— игра «Эхо» — педагог произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребёнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке.
— та-ка-па
— па-ка-та
— га-ба-да
— по-бо-по
— пу-бу-пу
С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.
— «Какой отличается?» — песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.
Формирование слоговой структуры слова.
— «Палочки» — логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество палочек, а затем по их количеству придумывает слово.
— «Исправь ошибку» -логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
— «Раздели слово на слоги» — ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги.
— «Художник» — логопед произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.
Словарная работа.
— «Сложные слова» — ребенок выполняет по просьбе логопеда определенные действия: льет сверху воду — анализируется слово «водопад»; разбирает в воде модель кораблика – происходит аналогичная работа со словом «кораблекрушение»; сливает воду через разрезанную наполовину широкую пластмассовую трубочку – образуется слово «водослив».
— «Родные слова» — в играх с водой и при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова: вода, водичка, наводнение, водяная (мельница), приводнился (гидросамолет); в играх с песком – песок, песочек, песочница, песочные (часы), а для детей 7 лет в пассивный словарь вводится идиоматическое выражение «пропесочить» кого-то.
— «Я делал- я сделал» — глаголы первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени: закапываю в песок – закапывал, лью – лил и т.д.
Совершенствования лексико-грамматических средств языка
-«Я знаю пять названий» — ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.
— «Чего не стало?» — игра на закрепление использования существительных в родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.
— «Кого без чего не бывает?» — игра на употребление существительных единственного и множественного числа в родительном падеже с предлогом «без». Логопед стирает часть картинки, а затем просит ребёнка назвать: кого без чего не бывает (не бывает зайца без ушей, не бывает лисы без хвоста…).
— «Автомобили» — игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.
— «Подбери слово» — ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).
— «Назови ласково» — взрослый кладёт в песок большой камешек, ребёнок маленький, подбирая уменьшительно-ласкательное значение слова к названному взрослым (Ветка – веточка, тарелка – тарелочка).
— «Лодочка» — в этом игровом упражнении с водой или с песком можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:
— предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
— приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ, ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;
— наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
Звуковой анализ слова и предложения.
На песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.
Обучение грамоте.
— «Спрятанные буквы». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы. Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».
— «Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.
— «Прочитай слово». Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.
— «Напиши на песке» – ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребенок читает.
— «Буква потерялась» Детям 7 лет можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Логопед угадывает задуманное и написанное ребенком слово.
— Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
— Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д.
— Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.
— Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
При изучении темы "Ударение" обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке "Волшебную палочку", он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.
Тема "Деление слов на слоги" осваивается с помощью игры "Построй ступеньки". На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя — двухсложные; с тремя окнами – трехсложные.
Связная речь.
— «Загадки» — ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя его. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.
— «Нарисуй и расскажи» — ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.
— «Художник» — логопед произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.
При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.
— «Дорисуй картинку и составь предложение» — логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
— «Начни предложение» — ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу.
— «Друзья» — при рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).
— «Что случилось?» — при создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»; «Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).
— Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, и используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа. Удачнее, чем по картинкам и предметам, проходят на песке занятия по составлению рассказов-сравнений, рассказов-описаний.
— «Две игрушки» — на песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар).
— Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.
Воздушный шар. Я круглый.
Мяч. Я тоже
Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу
Мяч. А если по мне ударят – я высоко подскачу.
Шар. На мне нарисован красивый цветок.
Мяч. А я украшен разноцветными полосками
Шар. Меня надувают воздухом.
Мяч. И у меня внутри воздух.
— «Рыбка» — выполняя действия с игрушкой в воде, ребенок составляет рассказ-описание. Описывая внешний вид рыбки, он проводит в воде пальцем по частям ее тела. «Мне нравится эта рыбка. У нее хвостик ярко- красный, головка желтая, а спинка зеленая. У этой рыбки круглые черные глазки. Она любит плавать в теплой водичке. Рыбка умеет даже выпрыгивать из воды и нырять глубоко-глубоко. Иногда она достает до самого дна и ищет там корм».
— "Мой город". Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

 

Источник

Оставить комментарий