Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Секреты Гармонии

Секреты Гармонии

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
 

НОМИНАЦИЯ:

«Работа со школьниками: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия»

 

Секреты Гармонии*

 (модифицированный вариант с учётом требований ФГТ)

2013 г

Коррекционно-развивающая программа по формированию

способности взаимопонимания и умения сотрудничать

Человек – это узел связей

А.де Сент-Экзюпери

 

Жалоба, что нас люди не понимают,

чаще всего происходит от того,

что мы не понимаем людей.

В.О.Ключевский

 

            Программа разработана для детей 6 – 7-летнего возраста в соответствии с Федеральными государственными требованиями, направлена на оказание помощи детям, имеющим отклонения в сфере взаимоотношений между людьми (с акцентуированными чертами характера, истероидным типом поведения, гипо- и гиперопекаемыми).

            Она состоит из 8 занятий. Продолжительность каждого занятия 20-25 минут, которые проводятся 1 раз в неделю (в рамках динамической паузы в «Школе будущих первоклассников»). Программа предполагает работу с группой из 7-12 детей.

            Занятия проходят в комнате психологической разгрузки (в отдельном просторном помещении).

 

 

 

Цель программы:

            Оказание помощи детям, имеющим отклонения в сфере взаимоотношений между людьми, с целью подготовки их к освоению основной образовательной программы начального общего образования, подключения к коррекции выявленных проблем, проведению консультаций и взаимодействий с учителями и родителями по вовлечению детей в социальную адаптацию.

Задачи программы:

1.Своевременное выявление детей с трудностями адаптации в сфере взаимоотношений между людьми.

2.Создание условий, способствующих к подготовке к освоению детьми с акцентуированными чертами характера, истероидным типом поведения, гипо- и гиперопекаемыми основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

3.Организация деятельности по развитию психолого-педагогической компетентности и сотрудничеству всех участников образовательного процесса.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

— соблюдение интересов ребёнка,

— системность,

— непрерывность,

— вариативность,

—рекомендательный характер оказания помощи.

            Формы и методы работы:

— методы игровой коррекции (образно-ролевые игры, игры-тренинги и др.), арт-упражнения, сказкотерапия, модификация поведения, релаксация, диагностика.

            Участники программы:

— дети, имеющие отклонения, участники тренинга;

— родители детей, имеющих отклонения в сфере взаимоотношений между людьми;

— воспитатель детского сада, который посещали дети с акцентуированными чертами характера, истероидным типом поведения, гипо- и гиперопекаемые) – подключается к диагностике детей, имеющих отклонения (подробнее см. приложение диагностического инструментария для воспитателя);

— учителя начальных классов – подключаются к проведению детского спектакля, самодиагностике и предстоящей коррекционной работе (подробнее см. приложения диагностического инструментария для учителя);

— социальный педагог – подключается к диагностике детей, имеющих отклонения (подробнее см. приложение диагностического инструментария для социального педагога);

— педагог-психолог – организатор коррекционно-развивающих тренинговых занятий для детей, имеющих отклонения.

Занятие № 1–2. «Знакомство»

Цель: знакомство с содержанием занятий, героями коррекционно-развивающей сказки, снятие напряжения, диагностика оценивания других, коррекция поведения.

Материалы: репродукция картины К. Чюрлениса «Дружба» и песня В. Шаинского «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог-психолог. Сегодня мы с вами познакомимся с интересной сказкой. Начинается она так:

Давным-давно жила на свете прекрасная принцесса. Ее звали Гармония. Лучшими друзьями у нее были: Солнце, Воздух и Вода. От них принцесса узнала много секретов: как жить в любви и согласии с собой и с миром. Это очень древние секреты. Понять их можно только с помощью своих чувств и ощущений…

            С чего же начиналось каждое утро Гармонии?

            Оказывается, оно начиналось с приветствия своим лучшим друзьям.

  • Упражнение «Приветствие»
  • (оздоровительное; для снятия напряжения)

    1) Поднимая руки вверх ладонями вперед, принцесса вслух произносила: «Я приветствую тебя, Солнце!»

    (Попробуем и мы поприветствовать так же наше солнце.)

    2) Сгибая руки в локтях, подняв ладони к плечам и обращая их к небу, она восклицала: «Я приветствую тебя, Воздух!»

    (Попытаемся и мы поприветствовать так же наш воздух.)

    3) Вытягивая руки перед собой ладонями вперед, нежно шептала: «Я приветствую тебя, Вода!»

    (Попробуем и мы поприветствовать так же нашу воду.)

    Друзья принцессы очень любили Гармонию. Они не боялись отпускать к ней своих детей в гости. Дети же не знали языка человеческой речи. Они не умели разговаривать. Но зато они знали язык чувств, настроений и отношений друг с другом.

     

  • Упражнение «Дружба» (+ игра-релаксация «Внутренний луч»)*
  • 1) Как бы вы назвали эту картину?

    (Работа с иллюстрацией картины К. Чюрлениса «Дружба».)

    2) Сядьте в позу принцессы. Представьте, что теперь в ваших ладонях находится маленькое солнышко. Что могло солнышко своими лучиками передать вам? Какие чувства вы стали испытывать к нему? (Рассказы детей.)

    3) Какое имя вы бы дали главному лучику этого солнышка: «Лучик» (потому что он лучистый, светлый и яркий) или «Доброта» (потому что он добрый, отзывчивый, милый, приветливый, несущий доброту и здоровье, от которого все люди улыбаются)?

    Примечание. Дети, склонные оценивать других по внешним данным, вероятнее всего, выберут имя Лучика; оценивающие же людей по прекрасным человеческим признакам, предпочтут Доброту.

  • Упражнение «Знакомство»
  • (коррекционно-развивающее)

    Педагог-психолог. Попробуем теперь и мы с вами познакомиться друг с другом, как принцесса с Солнышком.

    1) Встаньте в пары. Повернитесь лицом друг к другу.

    2) Один из вас, закрыв глаза и согнув руки в локтях, разворачивает ладони вверх.

    Протягивая их своему соседу в паре, он вслух называет свое имя.

    3) Другой, положив свои ладони сверху на ладони своего соседа в паре, тоже говорит: «Меня зовут…» (и дальше называет свое имя).

    4) Теперь поменяйтесь ролями. (Тот, кто был в «позе Гармонии», говорит от лица Солнышка, и наоборот).

    Примечание. Имена можно разрешить детям называть как свои настоящие, так и вымышленные, придуманные ими.

  • Арт-упражнение «Доброта» (+проведение методики «Круг»)*
  • Педагог-психолог. Нарисуйте маленькое Солнышко и лучик Доброты.

    Вам нужно раскрасить свой рисунок. Подумайте, какие цветные карандаши вы для этого возьмете.

  • Вопросы для обсуждения
  • — Как зовут героев сказки, с которыми мы сегодня познакомились? (Гармония, Доброта.)

    — Кто главный герой сказки? Он добрый или злой?

    Как можно назвать эту сказку? (Сказка о принцессе Гармонии.)

    — О каких древних секретах узнала принцесса от своих друзей? (Как жить в любви и согласии с собой и с миром.)

    — С какими друзьями принцессы Гармонии вы хотели бы тоже дружить? Что нужно для этого сделать, чтобы чаще с ними встречаться? (Больше быть на свежем воздухе, купаться, загорать.)

  • Исполнение песни В. Шаинского «Улыбка» (установление симпатий друг к другу, дружеских отношений, сплочение детского коллектива)
  • Домашнее задание для учителей и родителей будущих первоклассников
  • — Прочитайте детям сказку про «Царевну-лягушку».

    — Обсудите с детьми: почему для того, чтобы расколдовать героя (в данном случае — лягушку), нужно было полюбить его в зверином обличии?

  • Психологическая профилактика и просвещение
  • — проведение анкеты В.В. Ткачёва «Психологический тип родителя*.

    — проведение опросника А.М. Щетининой**.

    Занятие № 3–4. «Доброе имя»

    Цель: снятие напряжения, первоначальное осмысление выразительности речи (интонационного построения), ее роли в общении (через нахождение аналогий в бытовых условиях, семье), побуждение стремления перенести стиль общения с близкими на стиль общения со сверстниками, дальнейшее пополнение «словаря взаимопонимания и сотрудничества».

    Материалы: авторская песня «Мои лучшие друзья».

    ХОД ЗАНЯТИЯ

  • Упражнение «Приветствие»
  • (повторение)

  • Исполнение песни «Мои лучшие друзья»
  • (снятие эмоционального напряжения; установка на здоровый образ жизни, взаимопонимание, добрые отношения друг к другу)

    Педагог-психолог. О своих друзьях здоровья: Солнце, Воздухе и Воде — была у принцессы песенка. Попробуем вместе ее спеть.

     

    МОИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ

    1

                                                               Может, это только снится:

                                                               Что в ладони Солнышко садится.

                                                               Теплотою сердце согревает.

                                                               Добротою душу наполняет.

                                                                           Припев:

                                                               Солнце, Воздух и Вода –

                                                               Мои лучшие друзья!

    2

                                                               Может, это только снится:
                                                               Воздух, словно дух святой, струится.
                                                               Ароматом неба освежает.
                                                               И любовью душу наполняет.

                                                                                 Припев.

                                                                                      3

                                                               Может, это только снится:
                                                               Будто бы Вода со мной резвится.
                                                               Брызгами блестящими играет.
                                                               Мою душу счастьем наполняет.

                                                                                 Припев.

  • Арт-упражнение «Лучики солнышка»
  • Педагог-психолог. Оказывается, у Солнышка, кроме главного луча Доброты, есть еще три лучика: Радость, Нежность и Ласка.

    Нарисуйте эти лучики рядом с лучиком Доброты.

    Вам нужно раскрасить свой рисунок. Подумайте, какие цветные карандаши вы для этого возьмете.

    Отдайте свои рисунки тому участнику, которому вы хотели бы их подарить.

  • Упражнение «Доброе имя» (коррекционно-развивающее)
  • Педагог-психолог. Иногда маму вы называете мамулей, а, к примеру, бабушку — бабулей. Почему мы так называем своих близких и родных?

    Какие из имен лучей Солнышка близки и родственны словам «мамуля» и «бабуля»? И почему?

    Называла ли вас мама так же, как звучат имена лучиков Солнышка? В каких ситуациях это происходило?

    Как ласково и по-доброму вы называете имена своих друзей? В каких ситуациях это происходит?

    Бывают ли случаи, когда даже своих близких, родных и знакомых вы называете не по-доброму, зло? В каких ситуациях это происходит? (Выслушиваются все высказывания детей.)

    Встаньте в пары лицом друг к другу.

    Постарайтесь назвать имя своего соседа каждый раз по-другому, но по-доброму. Выигрывает та пара, которая подберет большее количество добрых обращений по имени друг к другу. (Например: Ваня, Ванечка, Ванюша и т.д.)

  • Вопросы для обсуждения
  • — Назовите чувства и ощущения, которые может испытать человек при встрече с добрыми лучиками Солнышка (доброту, радость, нежность и ласку).

    — Может ли человек встретиться с такими лучами солнца, как «Огнище» и «Пепелище»? В каких ситуациях это может произойти? (Комментарий педагога-психолога о последствиях чрезмерного пребывания на солнце с привлечением стихотворения С. Михалкова «Таня загорает».)

    — Назовите чувства и ощущения, которые вы испытываете, когда ваши сверстники называют ваше имя по-доброму.

  • В. Шаинский. «Улыбка»
  • (исполнение песни)

  • Домашнее задание для учителей и родителей будущих первоклассников
  • Прочитайте детям сказку об «Аленьком цветочке».

    — Обсудите с детьми: почему для того, чтобы расколдовать героя, нужно было полюбить его в зверином обличии?

  • Психологическая профилактика и просвещение, диагностика
  • — проведение анкеты В.В. Ткачёва «Определение воспитательных умений у родителей

    детей с отклонениями в развитии»*

    — проведение методики «Рисунок семьи»**

     

    Занятие № 5–6. «Сотворим солнце в себе»

    Цель: снятие напряжения, продолжение осмысления выразительности речи и ее роли для общения, установка на уверенность в возможности изменения отношений к себе со стороны сверстников, установление взаимопонимания и дружеских связей между детьми.

    Материалы: песня Б. Савельева на сл. М. Пляцковского «Настоящий друг» из мультфильма «Тимка и Димка».

    ХОД ЗАНЯТИЯ

  • Упражнение «Приветствие»
  • (снятие напряжения)

  • Упражнение «Солнышко»
  • (релаксация)

    Когда к принцессе прилетало Солнышко, то она чувствовала через свои пальчики, как Доброта излучает отзывчивость и желание делать добро другим. Ее дыхание от этого становилось плавным и равномерным. А от Радости, которая легко пожимала ладони при встрече, Гармония ощущала в себе прилив радости, веселья и желания доставлять радость другим. Нежность, нежно касаясь рук принцессы, наполняла Гармонию нежностью и любовью. А Ласка, ласкаясь как котенок, вызывала ответную ласку к себе.

    Педагог-психолог. Попробуем и мы с вами ощутить в своих ладонях эти чувства. Закроем глаза и представим, как прилетело к нам маленькое Солнышко. Лучик Доброты наполнил нас желанием творить добро другим и быть отзывчивыми. Радость, легко пожав наши пальчики, наполнила нас весельем и желанием приносить радость близким и знакомым. Нежность, нежно касаясь наших рук, наполнила нас любовью к людям. А Ласка сделала нас ласковыми.

    А теперь откройте глаза и опустите руки вниз. Легко встряхните кистями. Вы почувствовали себя отдохнувшими и счастливыми?

  • Упражнение «Сотворим солнце в себе» (коррекционно-развивающее: развитие эмпатии, вчувствования, сопереживания другому, взаимопонимания, сопереживания, сочувствия, соучастия, внутреннего эмоционального отклика на понимание состояний другого и профилактика отторжений детей в детском коллективе).
  • 1) Окончание «Сказки о принцессе Гармонии».

    Однажды, когда Гармония ждала в гости к себе Солнышко, в ее ладони прилетел Лунтик. Это был ребенок Луны. Луна очень завидовала Солнцу, что его маленькое Солнышко летает в гости к принцессе. Она захотела, чтобы и ее ребенок тоже погостил у Гармонии.

    Но когда Лунтик сел в ладони принцессы, то она ничего не почувствовала. Оказывается, Лунтик был роботом. Он был из металла. И кроме холода и пустоты ничего не излучал.

    Гармонии стало жаль бесчувственного беднягу. И она решила наделить его добрыми, радостными, нежными и ласковыми чувствами. Ведь у нее их было так много, что хватило бы на всех детей мира. К тому же принцесса была очень отзывчивым человеком. Она понимала чужие нужды и беды и всегда была готова помочь другому.

    Но когда Гармония пыталась сделать Лунтика таким же теплым, как Солнышко, он становился прохладным и спокойным. И тогда принцесса поняла, что все дети — разные.

    Ребенок Луны не может быть таким же, как ребенок Солнца! А то, что он другой, не означает, что он плохой. Ведь в нем очень много хорошего!

     

                Усилия Гармонии не пропали даром. Вместо тепла в Лунтике зародилось чувство теплоты, и на нем появилось новое пятнышко — Теплоты. И от этого он стал очень приветливым и радушным. На его лице Гармония увидела даже улыбку!

    2) Арт-упражнение «Пятнышки на Лунтике» (+игра «Ласковый мелок»)*

    Педагог-психолог. Нарисуйте пятнышки на Лунтике (Доброты, Радости, Нежности, Ласки и Теплоты).

    Вам нужно раскрасить свой рисунок. Подумайте, какие цветные карандаши вы для этого возьмете.

    Отдайте свои рисунки тому участнику, которому вы хотели бы их подарить.

    Примечание. Интуитивно дети отдадут свои рисунки тому ребенку, который в их группе имеет проблемы в общении со сверстниками.

  • Инсценирование сказки о принцессе Гармонии (7-8 занятие)
  • (коррекционно-развивающее мероприятие)

    1) Подготовка к празднику (разработка сценария и атрибутов к инсценировке совместно с учителем начальных классов и родителями будущих первоклассников).

    2) Распределение ролей в сценарии:

    — принцесса Гармония (учитель начальных классов);

    — Солнышко (участник группы, получивший от детей наибольшее количество рисунков с изображением «маленького Солнышка» при выполнении диагностического арт-упражнения «Лучики Солнышка»);

    — Лучики Солнышка (4 участника группы);

    — Лунтик (участник группы, получивший от детей наибольшее количество рисунков с изображением «пятнышек» при выполнении диагностического арт-упражнения «Пятнышки на Лунтике»);

    — Пятнышки Лунтика (5 участников группы).

    3) Музыкальный материал праздника:

    — авторская песня «Мои лучшие друзья» (исполняет учительница вместе с детьми);

    — песня В. Шаинского «Улыбка» (исполняют дети);

    — песня Б. Савельева «Настоящий друг» из мультфильма «Тимка и Димка» (исполняют дети);

    — чешская народная песня-танец «Полька» (танцуют дети).

    4) Методические рекомендации (участники праздника должны объяснить сущностные характеристики своих героев и «очеловечить» Лунтика).

    ЛИТЕРАТУРА

    Безруких М.М. Готовность к обучению в школе. Проблемы подготовки и трудности в обучении // 4-й Московский педагогический марафон учебных предметов. «Начальная школа». 2-й день. — Издательский дом «Первое сентября» 15.03.2007 (DVD).

    Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы, или 135 уроков здоровья. — М.: вако, 2004.

    Кустов В.В. Медиатека педагогического опыта. Музыка. Кустов В.В. Россия, Россия, нет слова красивей: 2-й класс // Авторское мультимедийное пособие на CD. — Брянск: Электронное издательство «Научно-производственная организация «Медиаресурсы для образования и просвещения», 2007.

    Составитель
    Лидия КУСТОВА,
    педагог-психолог МОУ СОШ № 1,
    ст. Ленинградская,
    Краснодарский край

    _____________________________________________________________________________

    *Первоисточник: Л. Кустова. Секреты Гармонии / Школьный психолог № 12, 2007

    Источник

    Оставить комментарий